Как цифровая паспортизация помогла улучшить зимнее содержание дорог в Актобе

паспортизация

Качество и состояние дорог в казахстанских городах часто зависит от правильного расчета бюджета. Как оказалось, эффективно планировать расходы на ремонт и строительство местным властям порой не позволяет отсутствие полной и объективной картины. Специалисты «КаздорНИИ» предлагают решение — цифровую паспортизацию. Что представляет из себя система, и как оцифровка помогла избавить от бюджетных недочетов один из городов, в интервью NUR.KZ рассказал Руководитель Управления диагностики автомобильных дорог КаздорНИИ Данияр Кошимханов.

– Как внедрение цифровой паспортизации решает бюджетные проблемы и помогает в улучшении городской инфраструктуры?

– Цифровая паспортизация помогает более рационально использовать бюджетные средства. Например, в Актобе благодаря точным данным о протяженности и типах дорог удалось более эффективно распределять средства на их содержание. До внедрения цифровой системы данные о дорогах были неточными, что приводило к дефициту бюджета, особенно в зимний период, когда расходы на обслуживание увеличиваются.

– Как именно погрешности в данных сказывались на бюджете, а соответственно на состоянии дорог?

– До внедрения системы из бюджета выделяли средства на обслуживание 650 км дорог в Актобе, хотя реальная протяженность составляла 950 км. Недостающие 300 км создавали серьезный дефицит финансирования. После корректировки данных и перераспределения бюджета в соответствии с реальной протяженностью и типом дорог, Актобе смог точнее распределить средства для обслуживания как магистральных улиц, так и дорог в жилых массивах. Это позволило избежать дефицита средств и обеспечить качественное зимнее обслуживание дорог в прошлом сезоне. Благодаря корректировке, получилось обновить технику, закупить достаточное количество оборудования и материалов

– Что из себя представляет цифровая паспортизация дорог и как она помогает в управлении дорожной сетью?

– Цифровая паспортизация дорог — это процесс сбора, обработки и хранения точной информации о дорожной сети с использованием современных технологий. Система включает в себя создание цифровых моделей, которые содержат данные о протяженности, категории, покрытии, дорожной разметке и других элементах инфраструктуры. Такая оцифровка позволяет эффективно управлять состоянием дорог, планировать расходы на их содержание и повышать безопасность движения.

– Как проводится оцифровка дорог?

– Оцифровка дорог проходит поэтапно с использованием передвижной лаборатории, оснащенной специальными камерами. Собранные данные обрабатываются для создания точных цифровых планов дорог, включая информацию о зданиях, бордюрах, дорожной разметке и других элементах инфраструктуры. Ранее этот процесс требовал бумажных отчетов, которые занимали целые архивные комнаты. С 2022 года благодаря внедрению системы УДС (Управление дорожными сетями) все данные собираются в единую электронную базу.

– Как именно устроена система и как она работает?

– Система УДС не только хранит данные о дорогах и инфраструктуре, но и позволяет проводить диагностику, оценку состояния и безопасности дорог. Например, в системе можно узнать количество деревьев вдоль улиц в Астане или рассчитать протяженность бордюров. Это помогает дорожно-эксплуатационным организациям оперативно получать актуальную информацию о состоянии дорог и необходимости их обновления.

– Насколько важна регулярная паспортизация?

– Обновление данных раз в 3-4 года позволит учитывать изменения в дорожной сети и своевременно корректировать бюджет. Так, в Астане при повторной паспортизации выяснилось, что протяженность дорог увеличилась с 800 км до 1149 км, но бюджет оставался прежним. Город вырос более чем на 300 км всего за 7 лет с прошлой паспортизации. Это приводило к дефициту средств, которого можно было бы избежать при своевременном обновлении данных.

– Где еще, помимо Актобе, внедряется цифровая паспортизация и какие регионы на очереди?

– В текущем году в систему УДС добавлены данные о дорогах Актобе, Астаны, Атырау и Атырауской области — это более 5000 км, что на 66% больше, чем годом ранее. На очереди почти полная паспортизация дорог в Западно-Казахстанской области, а к 2025 году планируется охватить центральные и южные регионы республики.